МарьИванна покинула чат: почему мессенджеры называют маленьким «адом» для учителей и родителей

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Onlinе47 разбирался в тонкостях «высоких отношений» в родительских чатах

В современном мире родительские чаты преследуют людей повсюду. Сперва родители объединяются в чаты для новорожденных детей. Затем в их жизни появляются чаты детских садов, а потом и школьные. С каждым переходом ребенка на новую ступень взросления и обучения, важной информации становится все больше. Сперва обсуждаются утренники, дополнительно занятия, сбор средств на подарки. Потом к этому добавляются уроки, домашние задания.

Отчасти, все осталось прежним. Есть родительские собрания, можно прийти в школу и поговорить с учителем. Вместо старых дневников пришли электронные, где учителя и замечания могут писать, и сообщения родителям, и через VK ID выйти в отдельный чат. Но все это сопровождается еще и ежедневными переписками родителей и учителей, воспитателей в Сферум, Viber, Telegram и WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена в России). Для одних это способ держать все под контролем, не отходя от смартфона и компьютера. Для других – бесконечный поток информации, в котором сложно порой что-то понять. Online47 поговорил с родителями о том, как чаты изменили их жизнь, и как это в действительности помогает самим детям.

Школьные чаты

Чаще всего в обществе демонизируют именно школьные чаты. Там и домашки, и сборы денег, и прочие рутинные вопросы. Как рассказал шеф-редактор спецпроектов ЛенТВ24 Александр Телегин, иногда такие чаты просто выходят из под контроля:

«Сравниваю со своими «золотыми» временами, когда учился в школе, а из диалогов были только родительские собрания раз в четверть и дневник, в котором учителя могли оставить сообщение для родителей, и, бывало, там же и ответ получить. И никакого разрыва коммуникации не было. В крайнем случае, если у родителей возникали какие-то вопросы – они собирались и шли в школу, общались с учителем, смотрели журнал с оценками. Сейчас появились маленькие филиалы ада под названием «родительский чат в WhatsApp» (запрещенной в России Meta). Сначала был один классный чат, но благодаря особо активным мамочкам, которые начали спамить туда рецептики, видосики и мемасики, из этого чата у нас через неделю удалился даже классный руководитель. Теперь у нас их два: с классным руководителем, куда скидывается важная информация; и без классного руководителя – для сбора денег, спама и просто поругаться друг с другом. В первом отключил уведомления и заглядываю пару раз в месяц, из второго удалился, как и львиная доля родителей в классе».

По его словам, для нормальной коммуникации учителя и родителя эффективно работают, в итоге, все те же старые каналы связи – родительские собрания, дневник (электронный), личные общения:

«Чатами, как это не прискорбно, больше пользуются те, кому просто нечем заняться. Или вздорные мамочки, которые по поводу и без терроризируют учителей, причем в любое время дня и ночи. Учителей жалко. Это мы можем отключиться, удалиться, проигнорировать. А учителям приходится терпеть, потому что «обязаны». И вот в этом направлении, на мой взгляд, и стоило бы сосредоточиться российским законотворцам: не о доплатах за откровенно избыточные обязанности думать, а освободить от подобной «повинности» и дать немного воздуха и права на личную жизнь – ну хоть немного».

Родительские чаты оказываются необходимы, когда ребенок из одного школьного звена переходит в другое. Например, у Елены Ляминой сын в прошлом году перешел в 5 класс. Ответственности на него легло больше, ведь теперь не стало учителя, который бы постоянно за ним следил и все контролировал. Как итог, родительский чат помог ребенку лучше адаптироваться после перехода из начальной школы в среднюю:

«Польза точно есть, потому что дети растяпы и вечно все забывают. То не всю домашку запишут, то свой почерк прочитать не могут, то просто засмотрятся по сторонам и что-то пропустят. Поэтому полезная тема, почти каждый день использую чат. У нас он в Viber. В основном обсуждаем домашку, допкружки, во сколько заканчиваются занятия у детей и прочее. Ну и, конечно, собрания, сборы средств на разные мероприятия. Единственное, что раздражает, – количество сообщений и повторяющиеся вопросы. Родители просто не в состоянии промотать диалог чуть повыше и посмотреть обсуждался уже вопрос или нет. Но в целом, ничего страшного в наших чатах не происходит. Даже похихикать бывает не над чем. Хотя, в целом, думаю, нам повезло: все у нас серьезные и только по делу пишут».

Сложнее всего в этой цепочке бесконечного обмена информацией приходится учителям:

«Я дочка учительницы, и могу смело сказать, что родительский чат для учителей – стресс. Много времени тратится, чтобы всем все объяснить, чтобы грамотно все написать и никого не обидеть. И самое главное, когда у учителя заканчивается рабочий день — просыпается родительская «мафия». Причем активность наблюдается в районе 20-22 часов, когда все начинают делать уроки. А в преддверии праздников там порой бывает столько сообщений, что еще день нужен, чтобы все прочитать. А когда учителю, при этом, самому быть родителем – непонятно», – резюмировала Дарья Полозова.

Чаты для родителей дошколят

Чуть меньше стресса у родителей, чьи дети еще ходят в детские сады. Обсуждают практически то же самое: организацию мероприятий, сбор денег на подарки, прививки. Однако, отсутствие домашних заданий значительно облегчает жизнь родителям, в том числе и в общих чатах.

«Пользуемся чатом в Viber. Можно, конечно, и без него обойтись. Но было бы сложнее: родителям пришлось бы чаще собираться, а у нас времени на это нет. У меня двое детей дошкольного возраста – так что со временем вообще сложно. Нам воспитатели обычно отправляют информацию, опрашивают по посещаемости, мы с родительским комитетом решаем вопросы, все по делу. Сейчас ведь еще в садик прибегаем после работы и скорее надо бежать на дополнительные занятия. Иногда некогда даже с воспитателем поболтать, узнать, как дела у детей», – рассказала Алина Шилова, чей ребенок ходит в подготовительную группу.

Однако, не у всех родителей отношения в чатах складываются так хорошо:

«Лично меня все эти бесконечные чаты раздражают. Лишний раз даже не хочется читать. Там все время какие-то споры и неприятные люди. Но, объективно, без этих чатов, важные и срочные вопросы решались бы еще более криво и долго. Приходилось бы чаще ходить на всякие собрания. Так что в них, конечно, есть толк, просто мне все эти передряги родительские не по душе. А еще в чате садика часто скидывают фото детей. Интересно узнавать, чем вообще они там занимаются. Недавно, например, был «День воды», а еще они топили снег и изучали, насколько он грязный. Без этих чатов не было бы смешных детских фото», – отметила Александра Кулиш.

Для одних родительские чаты – благо. Для других – зло. Отношение к ним во многом зависит от того, с какими людьми приходится общаться. Иногда с ними бывает легко, иногда не очень. Особенно сложно приходится учителям, которые не могут хоть на секунду выключиться из процесса. В итоге, для всех чаты неизбежно превращаются в поток постоянно приходящих уведомлений. Одних это успокаивает, ведь они держат все под контролем. Других – напротив. С одной стороны, экономится время, ведь не нужно ходить на постоянные собрания или тратить время на звонки родителям, учителям. С другой, это время уходит на обсуждения в чатах. Как ко всему этому относиться – каждый решает для себя сам. Но порой все выглядит настолько абсурдно, что напоминает скетчи «Уральских пельменей».

Дарья Нестерова

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KLkeX
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KCh6B