Нелетные цены или реванш поездов: авиабилеты экономкласса резко подорожали в России

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 сравнил стоимость путешествия воздушным и железнодорожным транспортом по трем популярным направлениям

Внутренние перелеты в России подорожали в первые два месяца 2024 года гораздо значительней, чем в начале 2023-го. Как пишет РБК со ссылкой на Росстат, в годовом выражении рост цен за январь составил 34%, а за февраль достиг 42%. На текущий момент стоимость за тысячу километров составляет 7244 рублей, что выше значений лета 2022-го. Online47 узнал с чем может быть связан резкий скачок цен и сравнил привлекательность авиа и ж/д транспорта.

Главные причины роста цен

В разговоре с Online47 председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков сразу уточнил, что данные приводятся к январю-февралю 2023 года, а не предшествующим месяцам. В частности, этот показатель свидетельствует об ускорении роста цен по сравнению с 2022-м.

«Во-первых, на протяжении последних десятилетий наши авиакомпании делали основную прибыль на международных полетах. За счет этого норма прибыли на внутренних рейсах могла быть на порядок ниже. Теперь, когда количество рейсов в другие страны поубавилось, в том числе из-за санкций и высокой конкуренции с иностранными авиакомпаниями, такой возможности нет. Во-вторых, стали существенно дороже запчасти, расходные материалы, а также и импортные работы. В третьих, у нас по понятным причинам закрыты аэропорты юга страны, а значит и направления, которые традиционно приносили неплохую прибыль, включая Анапу, Геленджик, Симферополь, Ростов», — подчеркнул Кирилл Янков.

По мнению эксперта, совокупность всех этих причин и приводит к росту цен. Впрочем, есть и другие факторы. Например, многие знают о системе саморегулирования, когда сам факт повышения стоимости приводит к еще большему росту цен.

«Расценки выросли и из-за этого большее число людей, скажем, предпочли поезд или поехали на своей машине. В результате пассажиров в аэропорту стало меньше, соответственно, цены повысились. Потому постоянные расходы авиакомпании достаточно велики, это и лизинг, и стоянка, содержание экипажей. Чтобы были недорогие билеты, должны быть массовые и хорошо прогнозируемые пассажиры, как только их число снижается — цены растут», — уточнил Кирилл Янков.

По рельсам или по воздуху

Как уже стало понятно, причин для повышения стоимости перелетов достаточно много. Но обычных граждан едва ли волнуют «финансовые успехи» авиакомпаний, во всяком случае, не больше своих собственных. Поэтому в целях экономии вовсе не грех рассмотреть другие варианты, включая поезда, автобусы, личный автомобиль или водный транспорт.

Проще всего сравнить привлекательность самолетом с железнодорожным сообщением. Для этого корреспондент Online47 воспользовался одним из сервисов по поиску и покупке авиа и ж/д билетов. На сегодня среди самых популярных маршрутов из Пулково числятся Москва, Сочи и Новосибирск. Все они находятся на разном удалении от Петербурга — на расстоянии в 634, 1926 и 3105 км соответственно.

Pxhere.com

Наиболее конкурентоспособно поезд показал себя на маршруте Петербург — Москва. Тогда как на авиабилет туда-обратно пассажирам придется потратить в апреле 6-8 тыс. руб., а в мае 7-9 тыс. руб., скоростной поезд обойдется в 4-7 тыс. руб. в апреле и 4-8 тыс. руб. в мае. Путь по воздуху в одну сторону займет час-полтора, по рельсам — около четырех часов.

При этом, учитывая проверку и время ожидания в аэропорту, сложно однозначно сказать, что в результате будет комфортней. Также не стоит забывать об обычных поездах, поездка на них хоть и займет порядка восьми часов, они обойдутся всего в 2,5-3 тыс. руб. в апреле и в 3-6 тыс. руб. в мае.

Прямой авиарейс Петербург — Сочи и обратно в апреле обойдется в апреле в 18-23 тыс. руб., в мае — 20-25 тыс. руб. Продолжительность полета в одну сторону составит 4 часа. На поезде путь займет полтора дня, но обойдется в апреле в 12-15 тыс. руб., в мае в 13-15,5 тыс. руб.

Наименее привлекательным поезд оказался в случае с маршрутом Петербург — Новосибирск. Добраться из Северной столицы до столицы Сибири и обратно на самолете в апреле можно будет за 17-21 тыс. руб., в мае — за 22-25 тыс. руб., займет перелет в одну сторону четыре часа. При этом на поезде этот путь обойдется в апреле в 15-22 тыс. руб., а в мае в 18-26 тыс. руб., по времени в одну сторону займет два дня и восемь часов.

Валентин Илюшин/Online47

По мнению председателя Союза пассажиров России, в первую очередь ожидать, что пассажиры пересядут на поезда, можно лишь на средних расстояниях — 500-700 километров. Также обстоят дела с автомобилями, автобусами. Но в случае с дальними расстояниями скачок цен едва ли повлияет на конкурентоспособность самолетов. В местах, где и без того существует невысокий спрос, государство старается регулировать цены, поддерживая авиакомпании.

В целом повышение стоимости авиабилетов вполне объяснимое явление, обусловленное, в том числе международной обстановкой. Оно носит временный характер и едва ли приведет к заметным изменениям.

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KLkeX
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KCh6B