Сергей Жуковский: Каждый «коррупционный нарыв» мы будем «вырезать» с хирургической точностью!

Прокурор Ленинградской области к Международному дню борьбы с коррупцией рассказал о том, как в регионе борются "за чистые руки".

Сегодня, 9 декабря, отмечается Международный день борьбы с коррупцией. О том, каких результатов в этом направлении удалось достичь в регионе и многом другом Online47 узнал у Прокурора Ленинградской области Сергея Жуковского.

Сергей Анатольевич, 9 декабря в очередной раз отмечается Международный день борьбы с коррупцией, каких результатов удалось достичь прокуратуре Ленинградской области на данном направлении надзора?

Мы последовательно наращиваем усилия в области противодействия коррупции во всех сферах государственной и общественной жизни. Только в текущем году на территории субъекта прокурорами выявлено свыше 500 лиц, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства. В целях устранения данных нарушений внесено свыше 170 представлений и информаций, на незаконные правовые акты принесено более 630 протестов, в суды направлено 28 заявлений.

По требованию прокуроров более 250 должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность, более 50 лиц привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено 9 уголовных дел.

Прокурорами выявлялись факты неполного и недостоверного декларирования государственными и муниципальными служащими сведений о своих доходах и имуществе, неурегулирования конфликта интересов на службе, нарушение ими иных, установленных законом обязанностей, запретов и ограничений, несоблюдение требований закона о контроле за расходами чиновников. Пресекались случаи коррупционных нарушений при осуществлении муниципальных закупок и распоряжения бюджетными средствами.

Не пропустите

Какой ущерб наносится коррупционными правонарушениями и как он возмещается?

Прежде всего необходимо учитывать, что коррупция серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов и препятствует проводимым в государстве социальным преобразованиям.

Совершённые чиновниками акты коррупции вызывают в обществе тревогу и недоверие к государственным институтам.

Поэтому прежде всего наносится ущерб репутационный, который, безусловно, возместить крайне сложно.

При этом отдельное внимание прокурорами уделяется проблемам возмещения реального ущерба, причинённого коррупционными правонарушениями и преступлениями, исполнению судебных решений по гражданским и уголовным делам.

Только в текущем году прокурорами заявлены исковые требования о возмещении ущерба, причинённого актами коррупции на сумму свыше 58 млн. рублей, из них судами рассмотено и удовлетворено на сумму свыше 5 млн. рублей, порядка 3 млн. рублей уже взыскано в бюджет.

Сумма установленного ущерба по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности составила почти 1,2 млрд. рублей, добровольно возмещен ущерб в размере свыше 11,3 млн. рублей, изъято имущества на сумму свыше 41 млн. рублей, арест наложен на имущество стоимостью почти 1,4 млрд. рублей.

Таким образом, возмещение ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, обеспечивается в полном объеме.

Не пропустите

Как в регионе обстоят дела с привлечением коррупционеров к уголовной ответственности?

Только за три квартала текущего года на территории области зарегистрировано 260 преступлений коррупционной направленности, среди них мошенничества, присвоение или растрата вверенного имущества, коммерческиие подкупы, дача и получение взяток.

В Ленинградской области характереным проявлением коррупции выступают ситуации, связанные с выполнением государственных и муниципальных контрактов, реализацией должностными лицами административно-хозяственных и контрольно-надзорных полномочий.

В текущем году в рамках возбуждённых уголовных дел коррупционной направленности произошло задержание ряда высокопоставленных должностных лиц.

Например, в текущем году возбуждены уголовные дела по факту получения взятки в особо крупном размере бывшим вице-губернатором Ленинградской области – заместителем председателя Правительства Ленинградской области, которому инкриминируется злоупотребление полномочиями и получение взятки в особо крупном размере за общее покровительство от генерального директора подконтрольной Правительству Ленинградской области некоммерческой организации «Дирекция комплексного развития территории Ленинградской области», созданной, в том числе в целях защиты прав граждан – участников долевого строительства при банкротстве застройщиков, возводящих объекты на территории Ленинградской области, а также в отношении начальника УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области, которому вменяется получение взятки в особо крупном размере за общее покровительство юридическому лицу, осуществляющему деятельность по заготовке древесины.

В настоящее время по делам осуществляется предварительное следствие.

Такие примеры, к сожалению, не единичны.

Мы и сейчас и впредь будем занимать принципиальную позицию по отношению к коррумпированным чиновникам, невзирая на их должностное положение.

А какие действия принимаются по изъятию в пользу государства имущества коррупционеров. Есть ли в Ленинградской области такие примеры?

Да, прокуратурой области, проводится активная наступательная работа на данном направлении.

Так, за последние 3 года в суды направлено 8 исков об обращении в доход государства имущества чиновников, приобретённого на доходы, законность которых ими не подтверждена, на общую сумму свыше 69,5 млн. рублей.

Три из них на сумму почти 12 млн. рублей рассмотрены и удовлетворены, имущество обращено в доход Российской Федерации. Остальные иски находятся в стадии рассмотрения.

Подготовка таких исков и их судебное рассмотрение является кропотливой и скрупулёзной работой, в ходе которой прокурору надлежит получить и представить суду доказательства принадлежности спорного имущества кому-либо из ответчиков, приобретения его в отчетном периоде, доказательства, подтверждающие действительную стоимость имущества, факт превышения стоимости этого имущества по отношению к совокупному доходу ответчиков за три последних года, предшествовавших отчетному периоду, а также материалы, свидетельствующие о соблюдении при осуществлении контроля за расходами процедуры, установленной Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

При этом ответчики, стремясь уйти от ответственности, зачастую уже на стадии судебного разбирательства меняют свою позицию относительно источников денежных средств, на которые приобретено спорное имущества, приводят новые доказательства.

Например, в текущем году по иску прокурора в доход государства обращены три объекта недвижимости оценочной стоимостью свыше 10 млн. рублей, приобретённые бывшим заместителем начальника 2 отдела УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на неподтверждённые доходы.

Сложность дела состояла в том, что объекты не приобретались ответчиком уже готовыми, а были построены им в течение нескольких лет.

В целях установления реальной стоимости всех этапов строительства потребовалось проведение судебной экспертизы, детальный расчёт всех законных доходов ответчика за длительный период времени.

При этом суд первой инстанции признал незаконными доходы, направленные на строительство только одного из спорных объектов недвижимости, и только после апелляционного обжалования прокурором судебного акта все три объекта были обращены в доход государства.

Работа на данном направлении является для нас одной из приоритетных и будет продолжена.

Не пропустите

Какую ответственность за коррупционные правонарушения несут юридические лица. Какая практика в этой сфере имеется в прокуратуре Ленинградской области?

Эффективным способом противодействия коррупции является инициирование прокурорами привлечение юридических лиц к административной ответственности.

В частности, административным законодательством установлена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.

За три квартала этого года прокурорами возбуждено 3 таких дела, которые рассмотрены судами с назначением штрафов на сумму 1,5 млн. рублей. Например, руководитель общества с ограниченной ответственностью «4С Сервис» передал начальнику службы эксплуатации и ремонта инженерных сетей и оборудования ГБУЗ Ленинградской области «Гатчинская клиническая межрайонная больница» незаконное денежное вознаграждение в размере 350 тыс. рублей за оказание содействия в заключении договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию систем медицинского газоснабжения, а также государственного контракта на техническое обслуживание системы медицинского газоснабжения перинатального центра учреждения здравоохранения.

В отношении данного общества прокурором возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения постановлением мирового судьи на общество наложен административный штраф в размере 1 млн. рублей.

Кроме того, юридические лица привлекаются к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего. Ответственность за несоблюдение специального порядка их приёма на работу установлена статьёй 19.29 КоАП РФ.

В текущем году органами прокуратуры возбуждено 43 таких дела, административную ответственность понесли 49 лиц.

К примеру, прокуратурой проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства при трудоустройстве бывшего государственного налогового инспектора в коммерческую организацию – общество с ограниченной ответственностью «Торговый дом Термекс». В результате было установлено, что обществом не соблюдён предусмотренный Федеральным законом «О противодействии коррупции» порядок информирования налогового органа о заключении трудового договора с бывшим федеральным служащим.

По итогам проверки прокурором в отношении коммерческой организации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, которое рассмотрено судом с назначением лицу административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.

В 2024 году данная работа будет продолжена.

В заключение хочу выразить слова благодарности как своим коллегам, так и сотрудникам правоохранительных органов, а также организациям, в том числе общественным, иным институтам гражданского общества и гражданам, которые вносят вклад в общее дело борьбы с коррупцией.


Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KLkeX
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KCh6B