История прокуратуры: Третий декрет о суде 1918 года учитывал наработанную судебную практику

Фото: Книга «Прокуратура России из века в век…»

Значительную, если не основную, роль в этом сыграли материалы и опыт Комиссариата Юстиции Союза Коммун Северных территорий, и Петроградской Трудовой Коммуны

Online47 продолжает рубрику «История Прокуратуры Ленинградской области». Ранее мы рассказывали, как Октябрьская пролетарская революция 1917 года смела существующую судебную систему, коллегии прокуроров и адвокатов. Все это было упразднено Декретом Народных Комиссаров №1 «О судах» от 22 ноября (старый стиль) 1917 года.

На смену этим структурам пришли военно-полевые и военно-окружные суды, безжалостные революционные трибуналы - они работали нецентрализованно. Частично на местах еще применялись старые нормы права.

Второй декрет о суде ВЦИК от 20 февраля 1918 года ввел понятие «коллегия правозаступников», объединяющая функции оплаченных обвинителя и защитника. Больше не допускалось кассационное обжалование оправдательного решения суда.

Произошедшее в период масштабной перестройки общества столкновение закона и произвола было «неизбежным, неминуемым», перефразируя известное изречение вождя революции. При этом грань между видами правонарушений была очень тонкой или вовсе отсутствовала. Часто ее искусственно стирали или проводили с бескомпромиссной резкостью, коверкая жизни и судьбы людей.

Второй декрет уже в своем тексте прямо допускал применение тех дореволюционных законов, которые не были отменены декретами ЦИК и СНК и «не противоречили социалистическому правосознанию». Еще дальше пошел третий Декрет о суде от 20 июля 1918 года.

В изданиях на эту тему постоянно говорится о том, что старые суды игнорировали решения новой власти и их сотрудники отказывались принимать участие в работе новых судов. Действительно, демарши такого рода случались, особенно среди адвокатов, и даже попадали в рабочие документы того времени. Но системы в этих проявлениях отношения к Советам найти не удалось. Наоборот, бывшие адвокаты, следователи, технические работники, во множестве изъявлявшие желание перейти в новое качество, тщательно проверялись и могли поступить только с весомой рекомендацией «партийца».

То есть был достаточно жесткий отсев претендентов на должность — но не по знаниям, а по происхождению.


Фото: Книга «Прокуратура России из века в век…»