Параллельное пространство: детям с аутизмом нужна чуткость окружающего мира

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Online47 выяснил, как со временем меняется ситуация с образованием и максимально возможной социализацией «детей дождя»

Ежегодно, 2 апреля, на протяжении 15 лет отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Тема этого года со сложным названием – «Трансформация: на пути к нейроинклюзивному миру для всех» понятна специалистам и тем, кого этого непосредственно касается. Но это всегда конкретные человеческие истории.

История одного мальчика

Ребёнка, у которого уже за плечами школа, я знаю с детства. Его воспитанием и социализацией мама Наталья В. занималась вплотную – даже в своё время сменила творческую специальность на социальную психологию.

В 11 лет он начал заниматься музыкой, но маму сразу предупредили: выступать на большой сцене он не будет, потому что в любой момент он может решить, что пора завершить выступление – встать и уйти.

Не пропустите

Вместе с тем, для одарённого мальчика музыка стала лучшим способом общения с миром…

«У детей с такими же, как у Ярика, проблемами чаще всего наблюдаются особенности моторики – они, скажем, не могут ездить на велосипеде. А ещё им тяжело одновременно левой и правой рукой выполнять разные задачи. Так что можно считать, что сын – исключение, потому что играет на пианино. И ещё в старших классах он самостоятельно научился ездить от дома до школы на метро – как будто в его голове это было запрограммировано. А в музыкальную школу его приняли люди, имеющие представление об аутизме, и он научился исполнять даже достаточно сложные произведения – «читать» ноты с листа. Меня приглашали на персональные концерты сына».

Как с ними общаться

К сожалению, как утверждает мама Ярика, чаще всего ребенка с аутизмом окружающие воспринимают, как человека с неадекватным поведением. Такие дети «свободны» от социума, мало или вовсе не реагируют на происходящее вокруг, почти не вступают в общение с внешним миром. Но, безусловно, имеет значение, кто и как ними общается.

«Ярик может войти в незнакомый дом, если там двери открыты – так случалось на даче. Если люди не знали его, конечно же, терялись от такого неадекватного поведения незваного гостя. Так что близкие ребёнка, на всякий случай, должны предупредить соседей, – уверена Наталья. – Но, в любом случае, если обычным детям требуется не слишком навязчивый контроль родителей, то ребёнку с аутизмом втрое-пятеро – усиленный».

Память у мальчика отличная, но стоит что-нибудь выучить-освоить, как ему становится скучно, и задача учителя – снова заинтересовать, вовлечь в процесс обучения.

Другой пример. Коррекционный педагог Елена А., работающая с такими детьми индивидуально, рассказала, что один из её подопечных Илюша забирается под стол, там и приходится ей с ним заниматься.

Не случайно их называют «детьми дождя». Дождь означает, что это «особые» дети. Как герой знаменитого фильма ей (аналогично фильму «Человек дождя» с Томом Крузом и Дастином Хоффманом. Он сосредоточен на своём внутреннем мире – его трудно выманить из закрытой «раковины», и родному брату приходится учиться понимать, о чём он думает, что чувствует.

Как меняется ситуация

Очень важно, когда кто-то из взрослых говорит такому ребёнку добрые слова – он понимает по интонации, что к нему хорошо относятся.

«Формы у аутизма – разные. Для кого-то из детей дверь в мир открывается шире, а для кого-то – узкая щёлочка, и очень важно её расширить. Притом поддерживаю тех, кто считает аутизм не болезнью, а параллельным миром, в котором ребенок прячется, как в раковине, – утверждает психолог, много лет проработавший на детском телефоне доверия в Санкт-Петербурге Станислав Кузьмин. – Увы, с каждым годом число детей с аутизмом в мире растёт. Если в середине 90-х годов на 2500 детей в мире появлялся на свет один такой ребенок, то к 2023-му эта цифра возросла: один ребёнок из 59 детей. Правда, в России и, в частности, в Петербурге официальные цифры значительно ниже. На 1 марта детей в возрасте до 6 лет в городе насчитывалось 540 481 человек, а подростков от 7 до 17 лет – 636 297. Причём по официальным подсчётам, расстройство аутистического спектра наблюдается у 1% детского населения мегаполиса. Но, к сожалению, это больше, чем фиксировалось ещё пару лет назад. Тогда эта цифра была – 0,6%».

Вместе с тем, эксперт отмечает, что ситуация со временем меняется: больше становится в школах так называемых «ресурсных классов», в которых с ними занимаются хорошо подготовленные специалисты». Имеется в Петербурге и «Региональный Центр аутизма» (школа № 755 Василеостровского района).

А в деревне Юкки Всеволожского района Ленобласти работает Региональный ресурсный центр комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра.

Кроме того, действуют ресурсные центры переподготовки специалистов для психолого-педагогической помощи таким детям.

Это правильно, потому что окружающий ребёнка мир не должен быть агрессивным. Надо просто ребёнка любить и прилагать максимум усилий для того, чтобы он услышал, понял, отозвался.

Умные люди говорят, что «аутичные взрослые были аутичными детьми. Мы растем и тоже нуждаемся в принятии и понимании». Это уже – «сермяжная правда».

Евгения Дылева

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KLkeX
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KCh6B