Запрос на патриотизм и открытость власти: как изменилось влияние общественных институтов на жизнь россиян

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Депутат Госдумы оценила для Online47 результаты нового опроса ВЦИОМ

Всероссийский центр изучения общественного мнения представил результаты опроса о том, как изменились представления россиян о роли общественных и политических институтов в жизни России за последние 20 лет. Специально для Online47 депутат Государственной Думы РФ Светлана Журова проанализировала новые данные и нашла им объяснение.

Лидер по влиянию

Опрос ВЦИОМ продемонстрировал интересное, хотя и, пожалуй, очень закономерное изменение в общественном сознании россиян. Среди лидеров – такие общественные институты, как интернет (4,43 балла из 5 возможных), представления о котором в начале 2000-х почти не существовало, и традиционные СМИ (3,82 балла), которые сохраняют свое влияние даже при широком распространении медиаресурсов.

Однако больше всего за последние 20 лет выросла общественная значимость Вооруженных сил — на сегодняшний день они являются самым влиятельным общественным институтом из числа исследуемых.

«Роль Вооруженных сил в жизни нашей страны россияне в среднем оценили на 4,65 балла из 5 возможных, тогда как в 2003 году показатель составлял 3,35 балла (+1,3 балла)», – сравнили эксперты.
Не пропустите

Светлана Журова убеждена, что в этом нет ничего удивительного: сейчас идет специальная военная операция, и все внимание приковано к ее событиям. Это видно не только по новостям, но и по обращениям, запросам граждан к депутатам и властям.

«Мы тоже это анализируем и понимаем, что эта тема на первом месте. Это и вопрос мобилизованных, и поддержка их семей, и сбор гуманитарной помощи и помощи участникам СВО, – пояснила парламентарий. – Поэтому и общественные организации, в том числе, которые работают в этом направлении, функции политических партий, в том числе «Единой России», тоже сейчас оценивается через призму СВО. И, конечно, есть запрос на патриотизм, ведь военная тема с ним, несомненно, связана».

Во ВЦИОМ добавляют: влияние церкви, религиозных организаций на российское общество граждане в среднем оценили на 3,42 балла (+0,63 балла), а замыкают пятерку влиятельных институтов политические партии (2,99 балла, +0,39).

Казалось бы, это должно озадачить представителей этих самых партий – и стать задачей в начале нового политического сезона. Однако Светлана Журова считает, что многое зависит от конкретного региона.

«Люди так или иначе устают от выборных кампаний. Поэтому если опрашивать жителей регионов, где только что закончились выборы, понятно, что интерес будет не такой высокий, – объясняет она. – К тому же партиям тяжело держать повестку».

По словам депутата, сегодня, по крайней мере, для «Единой России», приоритетами остаются помощь в рамках СВО, здравоохранение, строительство школ и другие темы. Однако ежедневную работу люди замечают мало – в отличие от выборных кампаний, когда звучит много обещаний и наказов.

Вместо олигархов – губернаторы и руководители предприятий

Ожидаемо изменились за последние 20 лет и так называемые группы интересов – политические, экономические, социальные.

«За последние 20 лет наша страна пережила глубокие структурные трансформации, что не могло не отразиться на роли и восприятии таких групп в жизни российского общества, – отмечают во ВЦИОМ. – Если в 2003 году самыми влиятельными из них россияне считали экономическую и бизнес-элиту — олигархов, банкиров и финансистов (3,74 балла), то сегодня этот рейтинг возглавляют губернаторы и директора крупных промышленных предприятий (3,39 и 3,38 балла соответственно)».

Одной из причин таких трансформаций определенно стала смена вектора деятельности властей разных уровней. Сегодня они более открыты – а значит и ближе к жителям.

«Заметьте: сейчас, даже чтобы привлечь деньги на благоустройство территории, губернатор, глава города должен провести определенный опрос жителей. Появился дополнительный инструмент контакта, разговора с людьми. Теперь практически любой проект так или иначе проходит настоящие общественные слушания, жители вовлекаются в эти процессы, – уверена Светлана Журова. – Вопрос доверия к власти – уже следующий. Но контактов и взаимодействия однозначно стало больше. Не может глава города, района или региона просто так отгородиться от людей и с ними не общаться».
Не пропустите

Этому способствует и один из самых влиятельных общественных институтов – интернет. Ведь сегодня едва ли не каждый чиновник и администрация имеют свои соцсети. Все это дает людям больше информации о происходящем и позволяет лучше знать руководителей своих муниципалитетов и регионов.

Мнение жителей Ленобласти

Online47 решил проверить, насколько мнение жителей Ленинградской области совпадает с теми ответами, что дали россияне специалистам ВЦИОМ. Наш опрос показал, что самым влиятельным общественным институтом ленинградцы считают интернет – за него проголосовали 54% респондентов. На втором месте – СМИ и лишь на третьем – вооруженные силы.

Такое отклонение от всероссийского опроса депутат Госдумы объясняет тем, что в 47 регионе проблемные вопросы, связанные с СВО, были решены оперативно. Сегодня жители знают, куда обратиться в случае затруднений, и в спокойном режиме участвуют в акциях по поддержке военнослужащих, помогают в сборе гумпомощи.

А лидерство интернета и вовсе предельно понятно: все же Ленинградская область – регион с высоким покрытием глобальной сетью. Сегодня к ней имеют доступ практически все социально значимые объекты Ленинградской области и 97% домохозяйств.

Не пропустите

Сама Светлана Журова полагает, что в подобном опросе тоже выбрала бы наиболее значимым общественным институтом Вооруженные силы, поскольку сегодня все больше всего говорят о СВО. Одновременно, добавляет депутат, важным остаются все институты, которые связаны с патриотической и социальной темами.

Татьяна Туктамышева

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KLkeX
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid: LjN8KCh6B