Экономично и технологично: почему в России собираются отменять бумажные платежки за ЖКУ

Фото: ptzgovorit.ru

На сегодняшний день большинство россиян получает квитанции сразу в двух видах, в то же время не пользуясь одним из них

Платежные поручения за жилищно-коммунальные услуги в России могут перевести в электронный формат. Инициаторы законопроекта считают, что благодаря ему процесс оплаты услуг станет удобней для собственников и жильцов, а заодно позволит сэкономить средства региональных бюджетов. Госдума рассмотрит инициативу на заседании в июне текущего года. Online47 ознакомился с ней, а заодно оценил возможные последствия перехода на новый формат.

Кому помешали бумажки

· Экономия. К настоящему моменту решение перевести всю страну на электронные платежки поддержала комиссия Госдумы РФ по обеспечению жилищных прав граждан, а также профильный комитет по строительству и ЖКХ. В ходе обсуждений народные депутаты указали на то, что бумажный формат требует серьезных затрат из региональных бюджетов. В регионах на приобретение материалов, изготовление и доставку документов ежегодно уходят десятки и даже сотни миллионов рублей.

· Удобства. Многие россияне уже сегодня активно пользуются различными мобильными приложениями и интернетом для оплаты коммунальных платежей. Бумажные квитанции в этих целях не требуются, а оплата проходит гораздо быстрей. Кроме того, такой подход позволяет экономить личное время, нет необходимости проверять почтовый ящик. Последнее особенно полезно для тех владельцев недвижимости, которые не проживают в ней, но оплачивают услуги.

· Надежность. Многие граждане попадали в ситуацию, когда подходило время оплачивать коммунальные услуги, а платежки так не было. Задержка может произойти из-за праздников, а может просто кто-то особо «заботливый» получит документ за плательщика. Единственным выходом было обращаться заявлением в управляющую компанию или оплачивать услуги по квитанции за прошлый месяц. В случае с электронными платежками такие вещи исключены, к тому же отпадает нужда хранить старые документы.

· Экология. Еще одним стимулом для граждан можно считать сохранение лесных насаждений. По некоторым подсчетам, на обслуживание каждого миллиона абонентов приходится приблизительно по 250 деревьев в год.

Таким вариантом пользуется и председатель постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Заксобрания Ленобласти Михаил Коломыцев. В разговоре с Online47 народный избранник выразил уверенность в том, что законодательная инициатива получит зеленый свет.

«На мой взгляд, законопроект вполне оправдан как с экономической, так и экологической стороны. Чернила, бумага, доставка, на все это уходят деньги и ресурсы. К тому же решение вполне своевременное, многие платежи уже осуществляются электронно, это удобно», — заметил Михаил Коломыцев.

Только как альтернатива

Несмотря на все очевидные плюсы нововведения, нельзя не учесть и определенные недостатки такого подхода. Заключаются они в первую очередь в том, что далеко не все люди имеют возможность и/или необходимые навыки для взаимодействия с электронным форматом.

istockphoto.com


Главным образом против такого нововведения выступят граждане старшего возраста, которые попросту не имеют представления, как пользоваться гаджетами, и заставлять их едва ли стоит. Впрочем, против электронного формата выступят и те граждане, которые проживают в территориях с низким качеством сети.

В связи с этим возможность полного отказа от бумажных квитанций выглядит как минимум спорно. Такой вариант уже успел вызвать волну негодования в социальных сетях, хотя речи о нем и не шло. Дело в том, что даже в законодательной инициативе, которую в адрес Госдумы направили депутаты Краснодарского Закса, речь шла исключительно об альтернативном варианте. Собственник сам решит получать ему платежки в электронном формате или на бумажном носителе.

«…законопроектом предлагается установить наравне с имеющимся способом доставки счет-извещений посредством почтового отправления по адресу нахождения жилого помещения альтернативный способ — направление данных документов в электронной форме на электронные адреса плательщиков при наличии заявления собственника помещения в многоквартирном доме о направлении ему платежного документа для уплаты взносов на капитальный ремонт в электронной», — говорится в документе.

В связи с этим можно предположить, что внедрение электронного формата не означает одномоментный переход всей страны на него, а лишь части населения, которая сама того захочет.

Между тем собеседник Online47 привел в качестве примера подход к работе ленинградского Единого информационно-расчетного центра, который занимается сбором денежных средств и последующим распределением их среди поставщиков и представителей услуг.

«Безусловно, есть люди, которые находятся вне сети, для них точно нужно оставить бумажный вариант. Что же касается Ленобласти, то у нас уже на выбор предоставляют возможность, как в электронном, так и в бумажном формате квитанции получать. У нашего ЕИРЦ есть опция в личном кабинете, нужно зайти в настройки и поставить галочку напротив способа получения квитанций — на бумажном носителе или в электронном формате, — уточнил Михаил Коломыцев. — Если в электронном – указываешь электронную почту и каждый месяц потом на нее получаешь платежки. Я вот, например, пользуюсь электронным форматом. Другое дело, что не везде может быть так работа налажена пока, как в нашем регионе».

В целом реализация законодательной инициативы не потребует каких-то жестких мер, процесс будет добровольным. При разработке документа депутаты ориентируются на мнение граждан, чтобы предоставить возможность каждому выбрать удобный для себя формат.

Фото: ptzgovorit.ru