«Иди домой» – зачитаешься! Online47 побеседовал с автором победившего на «ЭтноПеро»-2022 рассказа для детей

Фото: Пётр Васильев

Источником вдохновения для писательницы стали сосновые боры и холодные озера Лодейнопольского района

Привычка читать детям добрые книги – перед сном, и не только, – к несчастью, сохраняется далеко не в каждом доме. А зря! Есть ведь и классика, и новые издания. Правда, далеко не всегда такие, что зачитаешься, но случаются чудеса. Открытием для многих детей и родителей стала Ольга Апреликова, которая со своим рассказом «Иди домой» (источником вдохновения для его создания послужил Лодейнопольский край), победила в международном конкурсе «ЭтноПеро»-2022.

Online47 познакомился с автором: учительница и писательница Ольга Апреликова рассказала о себе и поделилась отношением к современной детской литературе.

Остров притяжения

В этом году международный литературный конкурс «ЭтноПеро» стал «островом притяжения» для 212 участников из России и ещё восьми стран: Белоруссии, Казахстана, Латвии, Молдовы, США, Таджикистана, Финляндии и Франции. Поступило 135 заявок в номинацию «Основной конкурс» и 131 – в номинацию «Литература для детей».


Рассказ для детей «Иди домой» Ольги Апреликовой был признан лучшим.

«Ура, я победила в международном конкурсе «ЭтноПеро»-2022 с рассказом для детей…», – это первая её реакция в соцсети.

А вот история этого небольшого произведения под названием «Иди домой».

«Рассказ «Иди домой» вдохновлен сосновыми борами и холодными озерами Лодейнопольского района, историей этой земли, на которой сосуществовали разные этносы. Лесные тропы и речные дороги, затерянные по медвежьим урочищам заимки, хутора и деревушки, само выживание в условиях нашей северной природы, и, самое главное, умение финно-угров и славян поладить, сжиться с людьми совершенно другого корня, строить общую жизнь – вот в этом была самая вдохновляющая причина написать рассказ «Иди домой». А еще весной закончила книгу «Город Звериного Стиля» о Пермском крае, вся история которого – такое же взаимодействие на Урале этносов, русских и коми, манси... У нас тут, в Приладожье – да, с карелами и вепсами...»

Сам рассказ вроде бы об обычном, но так «вкусно» написан – всё, как на ладони:

«Мачеха усмехнулась и сунула ему горячую, из печи, калитку с прошлогодней брусникой. Тогда Пойко пошел к бате и хотел рассказать про нарядных, как ягоды, девчонок среди леса, но батя тут же погнал по воду, потом дрова рубить, потом они поехали на засеку, где зимой батя хотел сделать новый пал и распахать лесную землю под рожь – и про девчонок Пойко вспомнил уж когда засыпал. А может, они и в самом деле приснились? Ну, откуда посреди леса девчонки? А у Мустики глаза темные, как у бати… как боровые грибы…»

А дальше:

«По предзимью батя научил Пойко мастерить и ставить ловушки да петли, сделал лыжи – не такие годные, как у вепсов, но тож ничего, шустрые, и, как лег крепкий снег, хлопнул по плечу: – Давай, добытчик! Круг большой не ставь, до темноты чтоб вернулся!..»

Трудный возраст

В обычной жизни Ольга уже много лет – учитель русского языка и литературы, истории и культуры Санкт-Петербурга, изобразительного искусства. Работает в петербургской школе № 521 Красногвардейского района.

«Что люблю, тем и занимаюсь, – объясняет. – Считаю, что талантливые люди, если есть возможность, должны работать с детьми, без лишнего пафоса передавая им не только знания, но и норму вдумчивого, осознанного взаимодействия с миром. Сейчас у меня выпускной 11 класс, и это очень добрые, умные молодые люди».

Литературных побед у неё много. И как успевает?! Наверное, вдохновляют ученики.

В «Астрель СПб» вышли две книги в жанре Young-adult: «Жуткие снимки» 2020 и «Зеленый Мост» 2022. Работает в жанрах технофентези, посткиберпанк, космопанк, мягкая НФ, Young-adult. Призер многочисленных конкурсов – отечественных и международных. Перечислять и перечислять…

Из личного архива ольги Апреликовой

Из личного архива ольги Апреликовой

Среди достижений и победа в конкурсе детской и подростковой книги ЛитРес 2021 в номинации «Трудный возраст» с книгой «Зеленый мост». Другой бы, пожалуй, уже почивал на лаврах, а она продолжает работать, заодно убеждая детей, что надо читать книги, и тогда всё получится.

К слову, особенно Ольге Апреликовой дорог самый первый отзыв о книге «Зелёный мост», в которой говорится о сражении девятиклассницы Мишки с чудовищами, о дружбе и предательстве, любви к младшей сестре и братишке…

«С книгами, как с людьми – иногда случается любовь с первого взгляда. Когда только взглянул, и понимаешь – твоё, – написала Наталья Корба. – Так определяешь близких себе по духу людей, будто за руку кто-то невидимый подводит. Но если с людьми это понятно, есть ориентиры: внешность, глаза – отражение души, стиль, манера говорить, то с книгами – полная магия. Есть название, обложка, краткая аннотация, порой в одно-два предложения, иногда даже автор совсем тебе неизвестный, и всё равно чувствуешь – твоя книга. Отрезвляет, помогает понять, что у тебя всё нормально, а если нет – выход есть всегда. Главное – не замыкаться, если самые близкие люди оказались предателями, всё равно кто-то рядом готов протянуть руку и спасти. Проси о помощи, это не стыдно, это нормально, потому что дети не должны отвечать за ошибки взрослых…»
Не пропустите

Хорошие авторы

Литературный мир для Ольги распахнут, и по жизни она – оптимист. Да и к современной детской литературе – только хорошей – относится положительно:

«Думаю, что не так уж мало новых имен… Они есть, просто сложен путь к полноценному изданию. Издатели не возьмут книгу неопытного автора потому, что такие тексты – пусть даже с интересными идеями – нуждаются в многоуровневой редакторской подготовке, поскольку на первом этапе даже талантливым авторам не хватает литературного мастерства и умения оценить коммерческую перспективу своего теста. Издательства берут те тексты, которые имеют шанс хорошо продаваться...»

Другой проблемой она считает то, что информация об уже изданных книгах сама собой не распространяется:

«Рынок детской литературы огромен. Может, где-то стоят книги великолепных авторов, вроде Сергея Козлова или Александра Шарова, но без рекламы мы о них не узнаем. Трудное это дело – продвижение».

Другое дело, когда работаешь над книгой: находишь источники вдохновения, просторы для творчества...

Винницы, Подпорожский район, Ленобласть - из личного архива Ольги Апреликовой

Винницы, Подпорожский район, Ленобласть - из личного архива Ольги Апреликовой

Иди домой

С детства помнится, мчишься в библиотеку, и хочется взять такую книгу, чтобы, закрывая последнюю страницу, можно было подумать: эта – лучшая из тех, что до сих пор прочёл – жаль, что нет продолжения.

Из личного архива Ольги Апреликовой

Из личного архива Ольги Апреликовой

Так вышло с рассказом «Иди домой» Ольги Апреликовой про Пойко. Будто наяву представляешь то, что видит мальчик: и «горячую, из печи, калитку, хоть и с прошлогодней брусникой»; и «нарядных, как ягоды, девчонок среди леса», и то, как «строгает собаку из чурочки», и «томлёную бруснику, да с мёдом», и шляпки грибов, «как глаза у бати», и лося среди леса, наклонившего «громадную голову с тяжелыми рогами вразлет: на рогах-то все ленточки, да погремки из бересты, да яркие бусинки на кожаных тесемках…» Чудо, как хорошо в детстве, «малой был – так к мамке на колени падал», жаль только, что мамка померла…

Иди домой! Так можно сказать о любой настоящей – хорошей детской книжке – не просто рассказывающей о чём-то и представляющей галерею образов, а такой, чтобы мир открывала, в котором хочется оставаться подольше и давать волю чувствам, краскам, эмоциям и любви.

Евгения Дылева

Фото: Пётр Васильев