В Ленобласти «закручивают гайки» нехорошим водителям на 3,6 млрд рублей: кому выгодно?

Фото: Валентин Илюшин\Online47

Могут забить «стрелку». А может и что-то еще. Бюджетный аукцион на установку систем видеофиксации в разгаре. Без недовольных, конечно, не обойдется, но это их проблемы.

Крепче за баранку держись, шофер. А еще убери телефон, пристегни ремень и вообще, будь человеком. Хочешь - не хочешь, а придется. По крайней мере, с начала следующего года, когда в Ленинградской области массово установят новые системы видеофиксации нарушений.


Что происходит?

Правительство Ленинградской области объявило электронный аукцион на поставку систем видеофиксации.

Условия прописаны жестко. Новые системы должны фиксировать порядка 26 различных нарушений от соблюдения скоростного режима и требований ПДД по соблюдению дорожной разметки и знаков, и вплоть до мобильного телефона в руках водителя и непристегнутого ремня безопасности.


Особенность госзакупки в том, что речь в данном случае идет не о непосредственно приобретении 500 систем (с поставкой и установкой в три очереди на 50, 200 и 250 единиц), а об аренде на 5 лет. При этом по истечении этого срока они будут безвозмездно переданы в собственность региона.

Стартовая цена закупки 3,6 млрд рублей (из расчета стоимости аренды, установки и сервисного обслуживания 120910 рублей в месяц за один комплект). Понятно, что в процессе стоимость может измениться, но только в меньшую сторону.

Срок приема заявок от потенциальных поставщиков определен до 20 июля. Затем, после подведения итогов аукциона в течение 180 дней после заключения государственного контракта первые 50 комплектов систем видеофиксации уже должны быть поставлены в регион.

К слову, в прошлом году по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» в регион уже были поставлены мощные московские системы «Стрелка», которые уже успели доказать свою эффективность. Допускаем, что и на этот раз компания-поставщик «Стрелок» может заслуженно оказаться в числе фаворитов. Но это не точно.


Кто в плюсе

В первую очередь, конечно, люди, потому что речь идет о безопасности на дорогах. В том числе, и автолюбители, которые, по понятным причинам очень не любят все эти камеры на дорогах. И аргумент по-человечески понятен: «если ездить строго по правилам, вообще никуда не доедешь, особенно в крупных городах и на загруженных трассах».

Но в данном случае это не совсем верно. Речь идет не о том, чтобы поймать побольше нарушителей и собрать побольше штрафов в дорожный фонд Ленобласти. Хотя это, конечно, не лишнее, а все собранные деньги пойдут на те же ремонты и строительство новых дорог в регионе.

«Все средства со штрафов в полном объеме поступают непосредственно в бюджет Ленинградской области», - подтвердил в разговоре с корреспондентом Online47 руководитель ГКУ ЛО «Центр Безопасности дорожного движения» Юрий Ефремов.

Но главное, все-таки безопасность. А все поставленные в регион по новой госзакупке 500 комплектов будут установлены по уже утвержденной и согласованной с Госавтоинспекцией адресной программе в местах повышенной концентрации ДТП. Тем более, как показывает практика, сами по себе камеры на дорогах весьма дисциплинируют водителей, а там, где они устанавливаются, резко снижается количество аварий.


Хитрая схема

Вообще нынешняя госзакупка весьма выделяется из общей практики.

На первый взгляд, особенно для неспециалистов, кажется ну очень дорого. Все-таки 3,6 млрд (если по максимальной ценовой планке) – очень дорого, даже на 5 лет.

«Начинается все с того, что никто не хочет разбираться. Увидели цифры, кто-то что-то как-то поделил, появилась еще какая-то сумма – и от этого начинается вся возня вокруг всего аукцона. Никто не понимает и не хочет разбираться в том, для чего все это было сделано, - комментирует Юрий Ефремов. – Мы изначально обозначили в условиях проведения аукциона, что речь идет об аренде 500 комплексов видеофиксации. То есть регион несет затраты только на установку и сервис оборудования».

И если сравнивать со схожими программами и госзакупками в других регионах, получается очень даже выгодно.

Специалисты дорожного блока правительства Ленинградской области проанализировали практику других субъектов. Для сравнения:

В Ленинградской области максимальная стоимость одного комплекта 120,9 тысяч рублей в месяц. В эту стоимость входят установка, программное обеспечение, техническое сопровождение и т.п. Через 5 лет поставщик бесплатно отдает оборудование Ленинградской области.
В Санкт-Петербурге по закупкам 2022 года аренда одного комплекса видеофиксации в месяц – 171,5 тысяч рублей. Оборудование в собственность региона по истечению срока контракта не передается.
В Самаре – 228,3 тысяч рублей в месяц на линейных участках дорог и 250,2 тысяч на перекрестках. Оборудование в собственность региона не передается.

То есть выгода для регионального бюджета именно в Ленинградской области очевидна. Не даром говорят, что все познается в сравнении.


Кто в минусе

Как сообщили Online47 в региональном Центре безопасности дорожного движения, условия госзакупки прописаны весьма жестко, чтобы отсечь мелких и не всегда дееспособных поставщиков. Так на закупку допускаются только те участники, которые за последние 3 года уже получали госконтракты (независимо, в каком регионе) по 44- или 223-ФЗ и исполняли все обязательства по этим контрактам, включая выплату неустоек (штрафов и пеней), если такие имели место.

При этом стоимость исполненного контракта должна быть не менее 20% от нынешнего (то есть хотя бы 725,5 млн при нынешних 3,6 млрд). Ну и плюс ко всему у компании должны быть деньги для организации обеспечения госконтракта (не менее 360,7 млн рублей), на случай покрытия ущерба или издержек в случае нарушения или неисполнения условий.

То есть регион максимально перестраховывается, чтобы госконтракт получила только надежная, опытная и проверенная компания, а не «Рога и копыта». И программа была исполнена без форс-мажоров, провалов и срыва сроков.


Кроме того, гораздо выгоднее работать с одним поставщиком, который установит и будет обслуживать все 500 комплексов, чем закупать маленькими партиями у посредников, которые не производят оборудование, а сами покупают у других и перепродают с наценкой.

И конечно, компаниям, которые не проходят по требованиям, жесткие ограничения очень не нравятся. Не удивимся, если не обойдется без жалоб в ФАС. Но это уже сложившаяся практика по всей России, без которой не обходится практически ни одна крупная госзакупка. И Ленинградская область не исключение.

«Мы привыкли. У нас ни одна закупка не проходит, чтобы кто-то не пожаловался в антимонопольную службу. Но мы всегда стараемся подготовить такое обоснование, которое будет максимально прозрачно и понятно всем участникам. И пока мы ни одной закупки не проиграли, - подчеркивает Юрий Ефремов. - Да, конечно, мы бы хотели, чтобы госконтракты заключались быстрее без всех этих бесполезных споров. Все-таки у нас есть жесткие временные рамки и любые сдвиги никому не нужны. Тем более, что по опыту предыдущих госзакупок, у нас получается доказать в ФАСе, что действуем строго в рамках закона и все наши обоснования верны. Свою позицию умеем отстаивать».

Отметим, что нынешнюю госзакупку по системам видеофиксации на дорогах с учетом стоимости контракта контролируют даже не областные антимонопольщики, а непосредственно ФАС России. Все-таки суммы велики. Хотя, не дороже, чем человеческая жизнь и безопасность на дорогах Ленинградской области.


Александр Телегин

Фото: Валентин Илюшин\Online47